Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Из-за пандемии и принятых карантинных мер в 2020 году мы смогли провести анализ изменения качества воздуха в городе Бишкек при наличии и отсутствии общеизвестных источников загрязнения – таких как работа ТЭЦ в режиме обеспечения отопления, отопление частного сектора и  автотранспорт.  

Одним из основных показателей качества воздуха является — AQI — индекс качества воздуха. Он отображает, насколько чист или загрязнен воздух в определенной местности. Шкала изменяется от 0 до 500 единиц и делится на шесть категорий: от хорошего до опасного. Чем выше значение индекса, тем выше уровень загрязненности воздуха и наоборот. Как правило, он измеряет содержание распространенного загрязнителя РМ2.5.

Были проанализированные данные AQI по РМ2.5 с трех датчиков расположенных в разных частях города (район Ошского рынка, Посольства США и мкр Восток-5) в период с 15 марта по 15 апреля 2020 г. Кроме того при анализе учитывалась среднесуточная температура воздуха.

Скорость ветра в этот период не превышала 3 м/с что соответствует слабому ветру, кроме 12 апреля когда скорость составила 7 м/с (ветер умеренный). 21 марта,  1,2,7,9, 13,14,15 апреля были осадки.

scheme_march-april 2020

   

Проанализировав данные мы выявили следующие тенденции: 

Заметное улучшение качества воздуха произошло после отключения отопления в столице 19 марта 2020 года. Однако в этом году из-за похолоданий и с целью  профилактики заболеваемости COVID-19, отопление было повторно включено с 24 марта и отопительный сезон закончился только 4 апреля.

Кроме того, с 22 марта 2020 в городе был введен режим ЧС и карантин по 11 мая. Соответственно с этого числа в городе загрязнение воздуха от автотранспорта практически отсутствовало.

22 и 23 марта на графике показаны данные качества воздуха без центрального отопления (ТЭЦ) и без автотранспорта. Воздух в этот период не превышает допустимые  нормы КР, и согласно AQI является “Удовлетворительным” (76 и 91). Но так как температура в эти дни составляла +11℃ и +9℃, мы предполагаем, что частный сектор частично отапливался. 

С 24 по 27 марта наблюдается резкое ухудшение качества воздуха, превышающее гигиенические нормативы КР, в связи с возобновления отопления частного сектора из-за понижения среднесуточной температуры до +3℃ и повторного включения центрального отопления (ТЭЦ).

С 31 марта среднесуточная температура воздуха в городе Бишкек поднялась до +13℃, в связи с чем последовало значительное улучшение качества воздуха (в среднем до AQI 70). Мы предполагаем, что с этого числа большинство жителей частного сектора прекратили отапливаться или же отапливались не интенсивно.  Но при этом необходимо отметить, что до 4 апреля ТЭЦ г. Бишкек продолжала обеспечивать центральным отоплением. 

Затем с 8 по 11 апреля наблюдается понижение среднесуточной температуры от +8℃ до +2℃ градусов. Что приводит к постепенному ухудшению качества воздуха, пик приходится на 11 апреля, затем происходит резкое улучшение качества воздуха в связи с повышением температуры до +17℃ градусов 12 апреля. Скорее всего,в этом случае  ухудшение качества воздуха связано с возобновлением отопления частного сектора. Центральное отопление в этот период уже было прекращено.

     Таким образом, мы можем сделать следующие выводы

  • Сжигание твердого топлива (угля) было одним из основных источников РМ2.5 в Бишкеке.  
  • Значительный вклад в загрязнение атмосферного воздуха г. Бишкек твердыми частицами (РМ2.5) вносит отопление частного сектора. 
  • Вне всякого сомнения работа ТЭЦ по обеспечению центрального отопления столицы вносит определенный вклад в загрязнение атмосферного воздуха РМ2.5, однако анализ данных показал, что его доля не столь велика в сравнении с выбросами РМ2.5 от отопления частного сектора. (См. период 31 марта по 4 апреля; 8 по 11 апреля).
  • В центре города даже после прекращения отопления качество воздуха было “Удовлетворительным” (AQI от 51 до 80), и не снизилось до показателя “Здоровый”.   

В следующем материале MoveGreen мы проанализируем разницу качества воздуха в 2019 и 2020 годах.

Эта публикация профинансирована за счет гранта Государственного департамента США в рамках проекта «Укрепление потенциала по управлению качеством воздуха в Центральной Азии». Мнения, выводы и заключения, изложенные здесь, принадлежат авторам и необязательно отражают точку зрения Государственного департамента США.

comments powered by HyperComments