Sorry, this entry is only available in Russian.

5 ноября 2022 года резиденты сообщества Urban HUB Бишкек * провели акцию «1 автобус вместо 50 авто», чтобы наглядно показать, как используется городское пространство в зависимости от вида транспорта, которым пользуются горожане. 

Пятьдесят автомобилей заняли площадь в 600 квадратных метров дороги. В это же время пятьдесят человек с велосипедами заняли лишь 70 кв. метров, с самокатами — 50, и также легко поместились в один автобус, заняв всего 30 квадратных метров дороги. 

Легковой автомобиль вмещает 4 человека, но замеры в Бишкеке показали, что в 70% случаев автомобили перевозят 1 человека — водителя. То есть машины занимают больше всего места на дорогах, но перевозят меньше всего людей. 

Строительство новых дорог и магистралей для автомобилей не решает проблему пробок и заторов на дорогах. Исследования и опыт других стран доказывают, что, чем больше создается условий для автомобилей, тем больше их становится, и со временем снова образуются пробки. Один из самых эффективных способов для разгрузки дорог — это стимулировать людей меньше использовать личный автомобиль для передвижения по городу и пересаживаться на общественный транспорт и средства индивидуальной мобильности (велосипеды, самокаты и др). 

Подобные акции проводились в разных городах мира. Теперь Urban HUB Бишкек организовал ее в Бишкеке. Это особенно актуально сейчас, когда Бишкек регулярно входит в международные списки самых грязных городов мира из-за загрязнения воздуха. 

Автомобили работают на топливе, содержащим большое количество нефтепродуктов — при их сгорании выделяются выхлопные газы. Нефть состоит из углеводородов, при сгорании которых выделяется значительное количество загрязнителей, в частности, диоксид азота и летучие органические вещества. В составе выхлопных газов обнаружено более 200 химических веществ. 

Кроме выхлопных газов в атмосферный воздух попадают твердые частицы, образующиеся при торможении автомобиля — из-за взаимодействия дороги и колес выделяются мелкие частицы резины, металлов и асфальта. 

В последние годы в Кыргызстане зафиксирован значительный рост числа автомобилей и эта тенденция сохраняется. В стране насчитывается около 1,3 миллиона автомобилей, около 1 миллиона из них легковые (79%). 

В миллионном Бишкеке используется только 90 муниципальных автобусов и около 140 небольших частных автобусов (ISUZU), 130 троллейбусов, более 1500 маршруток, и почти полмиллиона машин. 

Что можно сделать, чтобы улучшить эту ситуацию? 

  • пересаживаться с личных авто на велосипеды, самокаты или общественный транспорт, когда это возможно;
  • реализовать проекты в городе с выделенными полосами для общественного транспорта;
  • развить комплексную и безопасную городскую велоинфраструктуру.

Спасибо всем горожанам, принявшим участие в съемках. Также благодарим мэрию города Бишкека за содействие в проведении акции. 

Акция была организована при поддержке кыргызско-германского малого проекта «Борьба с загрязнением воздуха в КР», реализуемого GIZ. 

Сообщество Urban HUB Бишкек 

+996 555 244 888, +996 312 986 330 

[email protected] 

https://t.me/urbanhubbishkek

* Urban HUB Бишкек — это сообщество урбанистов и городских экологов Бишкека. Мы работаем по вопросам озеленения, качества воздуха, управления отходами, городской инфраструктуры и мобильности. Резиденты сообщества: Инициатива «Арча»MoveGreen (общественное объединение «МувГрин)», гражданская инициатива Peshсom, Бишкекская Школа Современного Искусства (БиШСИ), Tazar и общественный фонд «Городские инициативы». В рамках деятельности нашего сообщества мы продвигаем вопросы чистого воздуха, увеличения зеленых зон, развития общественного экологического транспорта большой вместимости и продвижение велоинфраструктуры.