Контент Жок

Из-за пандемии и принятых карантинных мер в 2020 году мы смогли провести анализ изменения качества воздуха в городе Бишкек при наличии и отсутствии общеизвестных источников загрязнения – таких как работа ТЭЦ в режиме обеспечения отопления, отопление частного сектора и  автотранспорт.  

Одним из основных показателей качества воздуха является — AQI — индекс качества воздуха. Он отображает, насколько чист или загрязнен воздух в определенной местности. Шкала изменяется от 0 до 500 единиц и делится на шесть категорий: от хорошего до опасного. Чем выше значение индекса, тем выше уровень загрязненности воздуха и наоборот. Как правило, он измеряет содержание распространенного загрязнителя РМ2.5.

Были проанализированные данные AQI по РМ2.5 с трех датчиков расположенных в разных частях города (район Ошского рынка, Посольства США и мкр Восток-5) в период с 15 марта по 15 апреля 2020 г. Кроме того при анализе учитывалась среднесуточная температура воздуха.

Скорость ветра в этот период не превышала 3 м/с что соответствует слабому ветру, кроме 12 апреля когда скорость составила 7 м/с (ветер умеренный). 21 марта,  1,2,7,9, 13,14,15 апреля были осадки.

scheme_march-april 2020

   

Проанализировав данные мы выявили следующие тенденции: 

Заметное улучшение качества воздуха произошло после отключения отопления в столице 19 марта 2020 года. Однако в этом году из-за похолоданий и с целью  профилактики заболеваемости COVID-19, отопление было повторно включено с 24 марта и отопительный сезон закончился только 4 апреля.

Кроме того, с 22 марта 2020 в городе был введен режим ЧС и карантин по 11 мая. Соответственно с этого числа в городе загрязнение воздуха от автотранспорта практически отсутствовало.

22 и 23 марта на графике показаны данные качества воздуха без центрального отопления (ТЭЦ) и без автотранспорта. Воздух в этот период не превышает допустимые  нормы КР, и согласно AQI является “Удовлетворительным” (76 и 91). Но так как температура в эти дни составляла +11℃ и +9℃, мы предполагаем, что частный сектор частично отапливался. 

С 24 по 27 марта наблюдается резкое ухудшение качества воздуха, превышающее гигиенические нормативы КР, в связи с возобновления отопления частного сектора из-за понижения среднесуточной температуры до +3℃ и повторного включения центрального отопления (ТЭЦ).

С 31 марта среднесуточная температура воздуха в городе Бишкек поднялась до +13℃, в связи с чем последовало значительное улучшение качества воздуха (в среднем до AQI 70). Мы предполагаем, что с этого числа большинство жителей частного сектора прекратили отапливаться или же отапливались не интенсивно.  Но при этом необходимо отметить, что до 4 апреля ТЭЦ г. Бишкек продолжала обеспечивать центральным отоплением. 

Затем с 8 по 11 апреля наблюдается понижение среднесуточной температуры от +8℃ до +2℃ градусов. Что приводит к постепенному ухудшению качества воздуха, пик приходится на 11 апреля, затем происходит резкое улучшение качества воздуха в связи с повышением температуры до +17℃ градусов 12 апреля. Скорее всего,в этом случае  ухудшение качества воздуха связано с возобновлением отопления частного сектора. Центральное отопление в этот период уже было прекращено.

     Таким образом, мы можем сделать следующие выводы

  • Сжигание твердого топлива (угля) было одним из основных источников РМ2.5 в Бишкеке.  
  • Значительный вклад в загрязнение атмосферного воздуха г. Бишкек твердыми частицами (РМ2.5) вносит отопление частного сектора. 
  • Вне всякого сомнения работа ТЭЦ по обеспечению центрального отопления столицы вносит определенный вклад в загрязнение атмосферного воздуха РМ2.5, однако анализ данных показал, что его доля не столь велика в сравнении с выбросами РМ2.5 от отопления частного сектора. (См. период 31 марта по 4 апреля; 8 по 11 апреля).
  • В центре города даже после прекращения отопления качество воздуха было “Удовлетворительным” (AQI от 51 до 80), и не снизилось до показателя “Здоровый”.   

В следующем материале MoveGreen мы проанализируем разницу качества воздуха в 2019 и 2020 годах.

Эта публикация профинансирована за счет гранта Государственного департамента США в рамках проекта «Укрепление потенциала по управлению качеством воздуха в Центральной Азии». Мнения, выводы и заключения, изложенные здесь, принадлежат авторам и необязательно отражают точку зрения Государственного департамента США.