Воздух – невидимый природный ресурс. Именно с глотка воздуха начинается жизнь каждого человека и животных. В минуту мы, взрослые люди, в обычном состоянии делаем около 12-18 вдохов и потребляем 7-8 литров, что в день составит около 21 600 вдохов или 11 000 литров. Качество воздуха жизненно важно для здоровья людей, в связи с чем в каждой стране при оценке состояния окружающей среды, а также для определения ее благоприятности, используются санитарно-гигиенические нормативы. Стремясь достичь установленные нормативы и своевременно информируя население о качестве воздуха и о возможных мерах защиты, государство встает на путь соблюдения прав человека и развития страны, тем самым предотвращая экономические потери в виде многочисленных недомоганий, заболеваний, а также случаев преждевременной смерти.
Загрязнение воздуха признано основным экологическим риском для здоровья людей во всем мире. Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения ежегодно загрязнение воздуха уносит несколько миллионов жизней по всему миру, подвергает опасности здоровье здоровых людей и ухудшает состояние чувствительных групп, к которым относятся дети, старики, а также больные респираторными, сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями. Среди множества загрязнителей, особое место занимают твердые/взвешенные частицы (particulate matter, PM), которые известны больше как PM2.5 или PM10, состав которых весьма разнообразен, учитывая разнообразие его источников. Согласно многочисленным отчетам, именно на их долю приходится больше половины заболеваний и преждевременных смертей.
В Кыргызстане, как и во многих странах постсоветского пространства этот загрязнитель не входит в число основных загрязнителей, так как основная масса исследований по нему проводилась и проводится вне пределов СНГ, что также может являться причиной низкой осведомленности нашего населения о проблеме загрязнения воздуха и его негативном влиянии на здоровье.
Многие города в мире сталкивались с экологическими проблемами, в том числе с ухудшением качества воздуха. Ежегодно во многих странах исследуется связь загрязненного воздуха и риска смертности, а также возникновения различных заболеваний, и как правило, результаты этих исследований и высокие цифры служат причиной тому, что в этих странах ужесточают борьбу с загрязнением воздуха через различные меры, такие, как например, повышение качества топлива, отказ от ископаемого топлива (уголь, нефть и др.) и переход к альтернативным источникам энергии, развитие общественного и велосипедного транспорта и др.
Всемирная Организация Здравоохранения выявила, что в Российской Федерации в 2010 г. загрязнение воздуха привело к преждевременной смерти 94 500 человек, а в соседнем Казахстане риск смертности, связанный с загрязнением воздуха, в целом, оценивается в 16 000 случаев в год (Kenessariyev et al., 2013). Особое опасное воздействие загрязненный воздух имеет на детей, не только потому что их дыхательная система находится в процессе формирования и дыхательные пути коротки, но и потому, что в холодное время года концентрация загрязняющих веществ гораздо выше в приземном воздушном слое нежели на уровне носа взрослого человека. Также дети подвергаются высоким концентрациям загрязняющих веществ при переходе дорог или вблизи них, находясь на уровне выхлопной трубы. Доказано, что дети, подвергающиеся ежедневно даже невысоким концентрациям загрязнителей в течение короткого периода, чаще страдают болезнями нижних дыхательных путей (Liyang Zhu et al., 2017). Загрязнение воздуха также связано с когнитивными нарушениями мозга у детей (Mònica Guxens et al, 2018). Каждый день приводятся новые научные доказательства тому, что загрязнение воздуха представляет огромный риск для жителей городов, увеличивая риск заболевания легочными, сердечно-сосудистыми, раковыми и др. болезнями.
К сожалению, в нашей стране исследования о связи загрязненного воздуха и вытекающих последствиях для здоровья людей единичны или практически отсутствуют, как и необходимые данные о количестве машин, качестве используемого топлива и др. данных для элементарных подсчетов главного источника загрязнения воздуха и путей уменьшения загрязнения. В целом, отсутствует должное внимание к этой проблеме как со стороны большинства горожан, которые, к примеру, продолжают использовать личный транспорт для коротких и более дистанций, продолжают отапливать частные владения углем, синтетическими тканями, резиной и другими неэкологичными материалами, так и для властей, которые предпринимают минимальные шаги к улучшению ситуации. Так, муниципальные власти продолжают политику улучшения дорожной инфраструктуры за счет уменьшения зеленых зон вместо пешеходной и велосипедной, незначителен вклад в развитие общественного городского транспорта. Стратегии/планы по решению этой проблемы требуют комплексного подхода и тесного сотрудничества с другими секторами, так как затрагивает напрямую не только сферу здравоохранения и транспортного сектора, но также и промышленности, образования, туризма, сельского хозяйства и многих других, которые также безотлагательно должны считаться с экологическим аспектом, лежащим в основе устойчивого развития.
Скачать отчет “Гражданский мониторинг качества воздуха в Бишкеке” на кыргызском
Скачать отчет “Гражданский мониторинг качества воздуха в Бишкеке” на русском