Кыргызстан потребляет большое количество угля. В 2021 году было добыто 3062,5 тысяч тонн угля, в 2022 году уже 3636,6 тысяч тонн. Одно из основных мест добычи угля – Кавакский угольный бассейн, буроугольное месторождение Кара-Кече, где добывается практически половина всех углей Кыргызстана (в 2022 г. добыто 1708,2 тысяч тонн угля). Большая часть добываемого угля расходуется в энергетике и в коммунальном хозяйстве, для выпуска строительных материалов. И тенденция потребления и соответственно добычи угля только увеличивается от года к году[1].
Скачать Аналитика – угольная пыль
Угольная промышленность является одной из лидеров, вызывающей проблемы экологии. Основной источник загрязнения окружающей среды – это угольная пыль. Угольная пыль – это частицы угольного вещества, которые образуются в результате разрушения массива пласта. Угольные пласты состоят из горючего органического (угольного) вещества и негорючих минеральных включений (зола). Размеры частиц угольной пыли изменяются от микроскопических частиц (от 0,5 до 10 мкм) до макроскопических (от 20 до 100 мкм)[2].
Химический состав пыли зависит от состава угля и от минерального состава угольного пласта, вмещающих породы и породные прослойки. Уголь и угольная пыль содержат горючие вещества: углерод, водород, азот, серу, кислород, а также негорючие минеральные включения (иначе их называют золой): оксид кремния, железа и алюминия, различные соли металлов[3]. В качестве микропримесей могут присутствовать такие элементы как фтор, цинк, мышьяк, медь и другие, а также тяжелые металлы: свинец, ртуть, кадмий и другие[4].
Ущерб окружающей среде и человеку наносится на всех этапах – добыча, транспортировка, хранение и использование угля.
https://www.gov.kg/storage/media/gallery/20515/616d32fae6b58.jpg (угольный разрез Кара-Кече, Кыргызстан) | https://www.ktrk.kg/img/thumbnail/515791610529063_big.jpg (транспортировка угля, месторождение Кара-Кече, Кыргызстан) |
Фото 24.kg. Добыча угля на месторождении Кара-Кече | https://www.vb.kg/doc/204603_na_tec_bishkeka_zagotovleno_300_tys._tonn_yglia.html (складирование угля на Бишкекской ТЭЦ.) |
Рисунок. Экологические проблемы добычи угля |
Но если вред от использования угля, особенно его бытового потребления, хорошо известен – это СМОГ зимой в Бишкеке и других городах и населенных пунктах Кыргызстана. То о вреде добычи, транспортировке и хранении угля – не говорят и нет практически никаких данных о их влиянии на человека и природу Кыргызстана.
Добыча угля. Разработка угля в Кыргызстане, например на месторождении Кара-Кече, ведется открытым способом, при этом более половины угля сразу же после добычи превращается в мелочь и пыль[5], [6].
К экологическим проблемам, возникающим вследствие прямого или косвенного влияния пыли при добыче угля можно отнести: загрязнение вод (поверхностных и подземных) и атмосферы, нарушение земель и изменение ландшафта. А расположение месторождения, в высокогорной местности, в непосредственной близости от ледников – напрямую ведет к их загрязнению и физическому уничтожению.
В свою очередь это ведет к разрушению и деградации растительного покрова, таянию ледников; возникновение угрозы генетическому фонду растений, животных и человека; повышенную заболеваемость работников угледобывающих предприятий и жителей близлежащих населенных пунктов и некоторые другие[7].
Транспортировка угля. Загрязнение угольной пылью при транспортировке угля происходит по нескольким направлениям – загрязнение в пунктах загрузки и выгрузки угля, а также по пути следования груза-угля, загрязнение примагистральной территории.
Транспортировка угля в Кыргызстане происходит в основном двумя видами транспорта – железнодорожным и автомобильным. При этом, нет отличия, каким транспортом перевозится уголь, так как основное загрязнение происходит за счет образования и сдувания пыли с поверхности.
В пунктах погрузки/выгрузки угля запыленность воздуха на расстоянии 5 м от узла погрузки/выгрузки может находится на уровне 50 – 100 мг/м3, а непосредственно в зоне погрузки/выгрузки – 93 г/м3. При этом, предельно допустимые концентрации пыли в таких местах, то есть такие которые не вредят здоровью человека и окружающей среде, в зависимости от содержания двуокиси кремния в угольной пыли составляют 1 – 10 мг/м3. [8]
При транспортировке угля существенную роль в загрязнении атмосферы играет процесс сдувания пыли с поверхности угля. Так, при скоростях ветра более 3-4 м/с теряется 3-5% массы угля в виде выдуваемой пыли на каждые 300 км пути[9]. Кроме этого, в результате взаимодействия автомобильных колес с поверхностью дороги поднимается так же большое количество пыли и других загрязняющих веществ. Дополнительно, загрязняют атмосферу при его движении выхлопные газы.
Запыленность воздуха в зоне автодороги может достигать от 10 до 100 мг/м3.[10]
Хранении угля. Уголь чаще всего хранят на открытых специально оборудованных и обустроенных площадках – складах. При длительном хранении на открытых складах уголь подвергается весовым и атмосферным воздействиям. К сожалению, в местах стихийной продажи угля никаких требований безопасности обычно не исполняется.
Основные процессы, которые влияют на загрязнение атмосферного воздуха – процессы выветривания, самонагревания и самовозгорания. При этих процессах выделяется большое количество пыли.
В настоящее время, вопросам экологии, охраны окружающей среды и защиты человека от места разработок угля и до конечного потребителя, уделяется минимальное внимание. При этом у населения отсутствует сведения о техногенном загрязнении и его последствиях[11]. Например, еще в 80-х годах прошлого столетия было проведено исследование подземных и речных вод в районе месторождения Кара Кече. Оказалось, что для питьевых нужд можно использовать воды ограниченного числа подземных источников, но только после тщательной очистки. Воды таких рек, как Токсон-Теке, Боз-Айгыр, Кара-Кече так же были значительно загрязнены[12].
В регионах, где проводится угледобыча, среди населения наблюдается: увеличение количества хронических легочных патологий; повышение вероятности развития «легочного сердца» у пожилых людей; увеличение заболеваемости ОРВИ, бронхиальной астмой, аллергиями у детей и подростков; рост материнской смертности, увеличение числа преждевременных родов, выкидышей и врожденных патологий; увеличение количества раковых заболеваний.
Согласно статистике (для подобных регионов России), количество легочных заболеваний в регионах, где добывают уголь, на 5-20% выше, чем в других областях. Материнская смертность в 2 раза выше, а заболеваемость среди беременных встречается в 3-5 раз чаще. Патологии, связанные с неблагоприятной экологией, становятся причиной до 20% смертей[13].
К сожалению, Кыргызстан не может в настоящее время отказаться от использования угля. Но вред, наносимый окружающей среде и человеку можно минимизировать, предусматривая ряд мер [14],[15]:
- реализовать стратегию постепенного перехода экономики и населения на потребление более экологически чистых источников энергии и тепла;
- усилить требования по соблюдению правил безопасности при добыче, транспортировке и реализации углей;
- оповещать население о техногенном загрязнении и его последствиях;
- создание в зоне открытых разработок благоприятных условий жизнеобитания растений и животных;
- снижать пылеобразование при технологических процессах производства посредством пылеулавливания, пылеподавления при эксплуатации вскрышного и добычного оборудования, в местах погрузки (перегрузки) угля с применением систем орошения, аспирации и других способов пылеулавливания, обработки полотна автодорог пылесвязывающими составами, обработки склоновых поверхностей отвалов и нерабочих бортов карьеров закрепляющими составами;
- внедрить в практику использование угольной мелочи и пыли для отопления (брекеты из пыли);
- другое.
[1] Национальный статистический комитет КР – http://www.stat.kg
[2] https://mining-media.ru/ru/article/anonsy/1546-energeticheskie-i-khimicheskie-zakonomernosti-vzryvov-ugolnoj-pyli-v-shakhtakh
[3] Беликов С.В., Котлер В.Р. Котлы тепловых электростанций и защита атмосферы. Издательство «Аква-Терм», 2008.
[4] Юркова А.А. влияние угольной пыли на экологию// International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 3-1 (42), 2020
[5] Угольная промышленность Кыргызстана – https://rus.gateway.kg/industry/promyshlennost-kyrgyzstana/sectors/mining/coal-mining/
[6] Карабаев С.О, Локшина И.М., Гайнуллина И.П., Мусабекова З.Р., Масырова Б.А., Харченко А.В. Техническая характеристика угля кара-кече// Вестник КРСУ. 2010. Том 10. № 10.
[7] Экология Кузбасса: проблемы и решения: сб. материалов. — М. : РОДП «Яблоко», 2015.
[8] Ищук И. Г. Старокожева Е.А. Охрана окружающей среды при перевозке угля железнодорожным транспортом // Материалы симпозиума «Неделя горняка 2000» – Москва, МГУ, 2000.
[9] Ищук И. Г. Старокожева Е.А. Охрана окружающей среды при перевозке угля железнодорожным транспортом // Материалы симпозиума «Неделя горняка 2000» – Москва, МГУ, 2000.
[10] Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом) / утверждена Министерством транспорта Российской Федерации 28.10.1998. – URL: https://meganorm.ru/Data2/1/4294849/4294849625.pdf
[11] План экологического управления Нарынской области, 2011 г.
[12]Кавакский буроугольный бассейн: Перспективы комплексного использования сырья и экологические проблемы освоения// Горный журнал, 2016, № 8
[13] https://gruntovozov.ru/chasto-zadavayemiye-voprosy/dobyicha-kamennogo-uglya/ekologicheskie-problemyi-dobyichi-uglya/
[14] Акматалиев Т.А. Угольная промышленность Кыргызстана: потенциал и перспективы// Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана, № 6, 2016.
[15] Вопросы устойчивого развития разрезов месторождения Кара-Кече// Вестник КРСУ. 2009. Том 9. № 1