Статья 4 закона КР “Об атмосферном воздухе”
На карте ниже можно увидеть, как над Бишкеком и его окрестностями в течение 2020 года образуется облако диоксида азота (NO2).
Также свой вклад вносят объекты энергетики, теплоснабжения, промышленность. При этом в суммарном загрязнении воздушной среды городов, в том числе диоксидом азота и другими ассоциированными загрязнителями доля автотранспорта может достигать 80-90%.
Но с наступлением теплых месяцев проблема грязного воздуха никуда не уходит, она просто становится невидимой для горожан. Это происходит из-за того, что в теплое время года отсутствует так называемая температурная инверсия.
Температурная инверсия — климатическая аномалия, при которой теплый воздух не может подняться из-за давления сверху холодных воздушных масс. Холодный слой действует как крышка и останавливает атмосферное перемешивание, в результате загрязнители не могут покинуть место, где образовались.
По одним оценкам на автотранспорт в крупных городах приходится 50-80% загрязняющих веществ, по другим 30-70%.
Автомобили работают на топливе, содержащим большое количество нефтепродуктов – при их сгорании выделяются выхлопные газы. Нефть состоит из углеводородов, при сгорании которых выделяется большое количество загрязнителей, в частности, твердые частицы и летучие органические соединения. В составе выхлопных газов обнаружено более 200 химических веществ.
Наибольшую опасность представляют оксиды азота, так как они оказывают самое негативное влияние на организм человека.
Кроме выхлопных газов в атмосферный воздух попадают твердые частицы, образующиеся при торможении автомобиля – из-за взаимодействия дороги и колес выделяются мелкие частицы резины, металлов и асфальта.
Все эти вещества выделяются в наибольшем количестве грузовыми автомобилями. Но легковые автомобили их тоже выделяют. И суммарный выброс загрязняющих веществ легковыми машинами может сравниться с выбросом грузовых автомобилей.
В последние годы в Кыргызстане зафиксирован значительный рост числа автомобилей и эта тенденция сохраняется.
В стране насчитывается около 1,3 миллиона автомобилей: около 1 миллиона легковых (79%), 170 тысяч грузовых автомобилей (12%) и около 50 тысяч автобусов и микроавтобусов.
Кроме бишкекского транспорта в столице ежедневно курсирует несколько тысяч автомобилей, прибывающих из окрестностей Бишкека, других регионов республики, ближнего и дальнего зарубежья.
Среднегодовое увеличение количества транспорта по сравнению с 2014 годом составляет 16,75 %, максимальное увеличение было в 2018 году – 27,44 %.
Транспорт низкого экологического класса входит в число основных источников загрязнения воздуха диоксидом азота.
От 64 до 90 процентов транспортных средств находится на пределе выработки ресурсов, которые эксплуатируются более 15 лет.
Автотранспорт со сроком эксплуатации с 10 до 15 лет составляет 30%, до 5 лет – до 1,26%, от 5 до 10 лет – до 4 %, от 10 до 15 лет – до 30%.
Экологическую ситуацию ухудшает то, что в последние годы стала популярна скупка катализаторов. Стоимость катализатора на рынке от 30 до 100 тысяч сомов.
Катализатор предназначен для очистки вредных выхлопов. Он расположен в системе выпуска, в процессе его работы происходят химические реакции: опасные вещества переходят в безопасные формы, после чего выбрасываются вместе с выхлопом.
Такие ПНЗ установлены на 7 перекрестках Бишкека.
Мы выбрали пять перекрестков: три перекрестка с наибольшим превышением нормы NO2 и два перекрестка с наименьшим.
- Манаса/Московская
- Салиевой/Веселая
- Жибек Жолу/Ибраимова
- Жукеева-Пудовкина/Саманчина
- Аул/Елебесова
Карта с локациями ПНЗ
Примечание 2: Среднегодовые данные диоксида азота в 2020 году ниже, чем в 2019 из-за введенного в стране карантина, который значительно повлиял на снижение количества транспорта на дорогах столицы. Также «Кыргызгидромет» в апреле и мае (во время локдауна) отключил ПНЗ, в результате данные за эти месяцы не были собраны – нулевые показатели датчиков отразились на среднегодовых цифрах.
1 место по загрязнению диоксидом азота
Сам «Дордой» находится в 800 метрах от перекрестка. На территорию рынка ежедневно въезжает большое количество транспорта, в том числе грузового. Ежедневно через перекресток проезжают работники рынка, живущие в центре и южных микрорайонах города, чтобы утром попасть на работу, а вечером домой. Из-за этого в вечерний час пик улица Елебесова превращается в пробку – затор протяженностью около пяти километров образуется от исследуемого перекрестка до улицы Жибек Жолу.
2 место по загрязнению диоксидом азота
3 место по загрязнению диоксидом азота
4 место по загрязнению диоксидом азота
5 место по загрязнению диоксидом азота
Итак, наше исследование подтвердило, что интенсивное движение автотранспорта влияет на содержание в воздухе антропогенного газа диоксида азота.
Перекрестки с наибольшим транспортным потоком, в частности дизельного (грузовые машины, маршрутки, автобусы), показывают наиболее высокие показатели загрязнения воздуха.
Прямое влияние транспорта на содержание диоксида азота в воздухе Бишкека подтверждают и данные городской активности, собранные Яндексом во время локдауна в апреле 2020 года.
Чтобы собрать эти данные Яндекс использовал информацию из различных своих сервисов, из отчетов Apple Mobility Trend Reports и Otonomo, который анализирует городской трафик. Люди используют продукты и сервисы Яндекса для навигации, проезда в общественном транспорте, заказа такси, доставки заказов и многого другого.
В апреле 2020 года в Бишкеке был введен режим чрезвычайного положения, горожане находились на самоизоляции. Была остановлена работа общественного транспорта, запрещено передвижение на личном транспорте, кроме экстренных случаев. Движение было разрешено только для транспорта специальных служб. Для перемещения по своему району люди пересели на велосипеды, электроскутеры и электросамокаты.
Сравнивая показатели транспортной активности и диоксида азота в воздухе в апреле 2020 и 2021 года, мы наблюдаем их прямую взаимосвязь.
Данные, собранные Яндексом в 2020 году, показывают снижение городской активности до 9% (в качестве 100% были взяты самые загруженные будние дни в феврале и начале марта 2020 года).
Концентрация вредных веществ в атмосферном воздухе пагубно сказывается на состоянии всех участников дорожного движения, но в первую очередь на здоровье людей, проживающих вблизи проезжей части.
Заполнение автомобилями дворов и проездов в жилых районах повышает концентрацию токсичных веществ в местах проживания людей.
Усугубляет ситуацию то, что вещества, выделяемые автомобилями, в основном распространяются на уровне дыхания человека. Из-за плотной застройки жилых районов, проветривание этой зоны затруднено, поэтому выбросы не рассеиваются ветром.
Горожане, живущие вблизи автомобильных дорог, значительно чаще склонны к раковым заболеваниям и подвержены вредному воздействию высоких концентраций токсичных веществ: диоксида азота, азота, оксида углерода, формальдегида, диоксида серы, свинца, углеводородов, взвешенных веществ и других. Все эти вещества инородны для организма человека, поэтому иммунная система старается избавляться от них. Но так как прирост вредных веществ большой, организм не успевает выводить их, и эти вещества накапливаются и препятствуют правильному функционированию организма человека.
Согласно исследованию Peshcom 70% автомобилей на дорогах столицы перевозят только одного пассажира, при этом они занимают 70% места на дорогах. Эти данные доказывают, что легковой автомобиль самый неэффективный транспорт с точки зрения пропускной способности.
За 30 лет население Бишкека увеличилось в два раза, превысив миллион в 2018 году. Но инфраструктура города для мобильности горожан осталась прежней с советских времен.
5 место по загрязнению диоксидом азота
3 место по загрязнению диоксидом азота
Итак, наше исследование подтвердило, что интенсивное движение автотранспорта влияет на содержание в воздухе антропогенного газа диоксида азота.
Перекрестки с наибольшим транспортным потоком, в частности дизельного (грузовые машины, маршрутки, автобусы), показывают наиболее высокие показатели загрязнения воздуха.
Прямое влияние транспорта на содержание диоксида азота в воздухе Бишкека подтверждают и данные городской активности, собранные Яндексом во время локдауна в апреле 2020 года.
Чтобы собрать эти данные Яндекс использовал информацию из различных своих сервисов, из отчетов Apple Mobility Trend Reports и Otonomo, который анализирует городской трафик. Люди используют продукты и сервисы Яндекса для навигации, проезда в общественном транспорте, заказа такси, доставки заказов и многого другого.
В апреле 2020 года в Бишкеке был введен режим чрезвычайного положения, горожане находились на самоизоляции. Была остановлена работа общественного транспорта, запрещено передвижение на личном транспорте, кроме экстренных случаев. Движение было разрешено только для транспорта специальных служб. Для перемещения по своему району люди пересели на велосипеды, электроскутеры и электросамокаты.
Сравнивая показатели транспортной активности и диоксида азота в воздухе в апреле 2020 и 2021 года, мы наблюдаем их прямую взаимосвязь.
Данные, собранные Яндексом в 2020 году, показывают снижение городской активности до 9% (в качестве 100% были взяты самые загруженные будние дни в феврале и начале марта 2020 года).
Концентрация вредных веществ в атмосферном воздухе пагубно сказывается на состоянии всех участников дорожного движения, но в первую очередь на здоровье людей, проживающих вблизи проезжей части.
Заполнение автомобилями дворов и проездов в жилых районах повышает концентрацию токсичных веществ в местах проживания людей.
Усугубляет ситуацию то, что вещества, выделяемые автомобилями, в основном распространяются на уровне дыхания человека. Из-за плотной застройки жилых районов, проветривание этой зоны затруднено, поэтому выбросы не рассеиваются ветром.
Горожане, живущие вблизи автомобильных дорог, значительно чаще склонны к раковым заболеваниям и подвержены вредному воздействию высоких концентраций токсичных веществ: диоксида азота, азота, оксида углерода, формальдегида, диоксида серы, свинца, углеводородов, взвешенных веществ и других. Все эти вещества инородны для организма человека, поэтому иммунная система старается избавляться от них. Но так как прирост вредных веществ большой, организм не успевает выводить их, и эти вещества накапливаются и препятствуют правильному функционированию организма человека.
Согласно исследованию Peshcom 70% автомобилей на дорогах столицы перевозят только одного пассажира, при этом они занимают 70% места на дорогах. Эти данные доказывают, что легковой автомобиль самый неэффективный транспорт с точки зрения пропускной способности.
За 30 лет население Бишкека увеличилось в два раза, превысив миллион в 2018 году. Но инфраструктура города для мобильности горожан осталась прежней с советских времен.
Трёхрядная посадка деревьев с двумя рядами кустарника, высотой полтора метра на полосе шириной до 20 метров снижает уровень загрязнения до 50%.
Специалисты советуют использовать деревья с наибольшей устойчивостью к автомобильным выхлопным газам: белый тополь, дуб, липу, берёзу, клён, лиственницу, сосну, ель. Из кустарников: кизильник, шиповник, бирючину.
Кроме этого кроны лиственных деревьев поглощают до 26% городского шума, который тоже является серьезным загрязнителем городской среды.
Зеленые насаждения также выделяют фитонциды, которые подавляют рост и тормозят развитие вредных болезнетворных бактерий и микроорганизмов, и таким образом оздоровляют воздух.
Над исследованием и материалом работали: Рада Валентина кызы, Алтынай Ногойбаева
В исследовании приняли участие: Бегимай Токонбекова, Асель Айткулова, Алтай Калыков, Элдар Дуйшеев, Эрнияз Кыдыров, Амантур Темирбеков, Максатбек Абдижалил уулу, Айдина Бегалиева, Айдар Ибраев, Аиша Акматова
Отдельная благодарность Григорию Черномордику за помощь в работе с данными со спутника
Видео перекрестков: Дмитрий Мотинов