АНАЛИТИКА: Бишкекчане дышат нездоровым воздухом не только зимой, но и летом.
Июн 5, 2022
Жители Бишкека давно привыкли к тому, что в холодный период года можно «потрогать» – увидеть и почувствовать загрязнение воздуха и смог. Загрязнение воздуха в это время вызвано в основном твердыми частицами, основными источниками которых являются частный сектор и жилые массивы, которые используют для отопления некачественное топливо – уголь большой зольности, отходы швейной промышленности и другой мусор. Кроме того, свой вклад в загрязнение воздуха вносит и горящий круглосуточно бишкекский санитарный полигон (свалка).
С наступлением весны и лета воздух очищается от твердых частиц и кажется, что воздух чистый и можно вдохнуть полной грудью, но некоторые примеси-загрязнители «остаются постоянными» в течении всего года, и о них незаслуженно забывают в зимний период, редко вспоминая в теплое полугодие. Как правило это газы, концентрация которых превышает предельно допустимые концентрации (ПДК, т.е. концентрации загрязняющих веществ в воздухе, которые не наносят вред здоровью). Для города Бишкек, по данным Кыргызгидромета, основными газами, загрязняющими воздух являются – NO – оксид азота, NO2 – диоксид азота, НСОН – формальдегид.
Оказываясь в организме, оксиды азота вызывают болезни дыхательной системы. При кратковременном воздействии могут вызвать кашель или затруднение дыхания, головокружение и т.п., а при более длительном воздействии – способствуют развитию, например – астмы или бронхита, повышают восприимчивость к респираторным инфекциям. Формальдегид может вызвать раздражение кожи (дерматиты), затрудненное дыхание, головную боль, нередко судороги и т.п., а в некоторых случаях способствовать развитию некоторых форм рака.
По данным Национального доклада о состоянии окружающей среды Кыргызской республики (2015-2018 гг.), основным источником загрязнения газами является автомобильный транспорт (передвижные источники), на долю которого приходится более 80% всех выбросов.
Автомобильного транспорта в городе Бишкек много, как частного, так и занимающегося пассажирскими перевозками. По данным Национального статистического комитета на декабрь 2020 г. в Бишкеке зарегистрировано более 400 тыс. частного автотранспорта, на улицы города ежедневно выходят около 2000 микроавтобусов, занимающихся перевозкой граждан. Подавляющее большинство всего автомобильного транспорта города использует топливо низкого экологического класса или дизельное топливо. При этом особенно интенсивное движение транспорта сосредоточено в центральной части города.
На долю стационарных источников выбросов по данным Национального доклада приходится 8-14% выбросов, например, это Бишкекская ТЭЦ, бишкекский санитарный полигон, различные перерабатывающие предприятия и др., и они дают не такой высокий процент загрязнения газами.
Возьмем официальные данные 7 наблюдательных постов загрязнения Кыргызгидромета (НПЗ Кыргызгидромета) и посмотрим, какова была концентрация этих газов летом 2021 г. (рисунок 1).