Документ подготовлен по случаю проведения 27-й Конференции сторон РКИК ООН, которая состоится с 6 по 18 ноября 2022 года в Шарм-эль-Шейхе (Египет).

“Зеленый Альянс.KG” ожидает, что кабинет министров Кыргызской Республики в своих выступлениях в рамках СОР 27 подчеркнет:

  • важность оказания международной помощи стране в вопросах адаптации к изменениям климата, финансирования восстановления от потерь и ущербов – вреда, причиняемого изменением климата, которые необратимы или к которым невозможно адаптироваться;
  • особую роль Кыргызской Республики в водообеспечении Центрально-Азиатского региона, необходимом для достижения целей устойчивого развития, обеспечения энергетической и продовольственной безопасности, благоприятного микроклимата и т. д.

Также кабмин призвали проявить политическую волю и:

  • разработать самостоятельно национальную политику в сфере изменения климата (дорожную карту) в целях исполнения обязательств в рамках Парижского соглашения по изменению климата, ратифицированного Кыргызской Республикой в 2019 году;
  • интегрировать вопросы реальной адаптации к изменению климата во все национальные программы устойчивого развития страны и секторов экономики;
  • принять Закон “О ледниках”, который позволит сохранить запасы горных водных ресурсов и адаптировать будущие поколения к изменению климата;
  • создать надежную и устойчивую систему мониторинга и оценки выполнения стратегических программ и проектов по адаптации к изменению климата с участием гражданского общества;
  • создать единую институциональную внутриведомственную базу данных для обмена информацией и определить процедуры хранения и обмена данными для обеспечения эффективного документооборота внутри ведомства и сохранения наработок при текучести кадров;
  • разработать социально ориентированные индикаторы программ и стратегий адаптации к изменению климата для анализа эффективности их воздействия на процессы устойчивого развития страны, при этом поставить во главу угла климатической политики Кыргызской Республики качество жизни и здоровье человека (особенно учитывая интересы молодежи, женщин, сельских домохозяйств, уязвимых общин и других социальных групп);
  • сократить поддержку и субсидирование проектов по добыче и использованию ископаемого топлива в связи с увеличением выбросов парниковых газов, загрязнением воздуха в период отопительного сезона и отсутствием методов переработки отходов горения, что приводит к загрязнению почвы;
  • активизировать финансовые возможности в стране в пользу ВИЭ и программ по энергоэффективности с фокусом на поддержку наименее защищенных слоев населения;
  • развивать отрасли экономики с низкоуглеродными выбросами и минимальным воздействием на окружающую среду, внедряя принципы циркулярной экономики (устойчивое потребление и производство) и развивая экологически чистые технологии в сельском хозяйстве, промышленности, переработке отходов, промышленном и гражданском строительстве и транспорте;
  • обеспечить прямой доступ к льготному финансированию в поддержку уязвимому малому фермерству, женскому и молодежному предпринимательству, сельскому населению, проживающему в зонах климатических рисков, с целью адаптации к изменению климата, обеспечения продовольственной безопасности, решения водных и энергетических проблем;
  • активизировать работу общественных наблюдательных советов при государственных органах для усиления прозрачности и подотчетности их деятельности в области изменения климата.

Гражданское общество выражает надежду на активное участие делегации Кыргызской Республики в международных переговорах в рамках пленарных сессий и заседаний тематических рабочих групп на КС 27 РКИК ООН, включая:

  • участие в работе платформ Варшавского международного механизма по потерям и ущербу в результате воздействий изменения климата и Коронивийской совместной программы работ, связанной с сельским хозяйством (улучшение почвенного углерода, здоровья и плодородия почв пастбищ и пахотных земель, а также комплексные системы, включая рациональное использование водных ресурсов);
  • участие Кыргызской Республики в заседаниях вспомогательных органов конвенции – Вспомогательный орган для консультирования по научным и техническим аспектам и Вспомогательный орган по осуществлению (SBSTA и SB);
  • инициирование вопросов избрания Кыргызской Республики в выборные органы РКИК ООН, в том числе в членский состав Совета Зеленого климатического и Адаптационного фондов, рассматривая при этом возможность выдвижения женщин на выборные посты;
  • участие в обсуждении вопросов долгосрочного финансирования программ по изменению климата, эффективность финансирования борьбы с изменением климата, в том числе результаты и воздействие выделенного финансирования и его мобилизации, предоставление финансовой и технической поддержки сторонам, являющимся развивающимися странами, при принятии ими мер по предотвращению изменения климата и адаптации;
  • участие в рассмотрении предложений сторон о внесении назревших поправок в РКИК ООН, касающихся интересов Кыргызстана;
  • взаимодействие с делегациями других стран в переговорных группах, отстаивающих в том числе интересы малых горных стран и стран, не имеющих выхода к морю;
  • возможность присоединения к “Сети Сантьяго”, стремящейся стать “механизмом реализации” Варшавского международного механизма, помогающим развивающимся странам получать доступ к ресурсам и экспертным знаниям для предотвращения, минимизации и устранения потерь и ущерба на местах;
  • поиск возможностей по наращиванию научно-исследовательского потенциала в стране, реализация научно-технических проектов и продвижение научно обоснованных и инновационных разработок и технологий в процессе принятия государственных решений;
  • участие делегации в сессиях по устойчивым городам и презентацию планов городов КР по энергоэффективности, транспорту, внутренней миграции и в целом городской инфраструктуре и экологической безопасности в городах.

Со своей стороны представители гражданского сектора выражают готовность к сотрудничеству с государственными органами, а также:

  • принимать активное участие в КС-27 в Шарм-эль-Шейхе (Египет), взаимодействовать с официальной делегацией КР по вышеизложенным позициям;
  • повышать осведомленность населения и поддержать массовые информационные кампании по влиянию изменения климата, возможным адаптационным мерам через традиционные знания и мероприятиям по предотвращению последствий изменения климата;
  • расширять сотрудничество с государственными структурами, в чьих ведомствах находятся вопросы изучения, наблюдения, прогнозирования изменения климата, а также реагирование на возможные последствия;
  • объединять и консолидировать позицию гражданского общества по вопросам изменения климата и улучшать конструктивное взаимодействие с государственными структурами;
  • активно участвовать в общественных обсуждениях законопроектов и подготовке рекомендаций по интегрированию вопросов изменения климата в национальную политику;
  • активно участвовать в реализации и мониторинге национальных и международных проектов по изменению климата и уделять особое внимание прозрачности механизмов финансирования и отчетности;
  • проводить самостоятельные и совместные исследования по различным аспектам политики изменения климата (здравоохранение, адаптация, смягчение последствий и т. д.);
  • изучать и содействовать сбору опыта других стран по борьбе и предупреждению изменения климата (конференции, сайд-ивенты и т. д.).