С 20-26 июня, на Иссык-Куле прошла II Школа экологических лидеров #ШЭЛ2022.

Участники получили знания о глобальном изменении климата и роли Кыргызстана и Центральной Азии в смягчении изменений, об ответственном потреблении, энергоэффективности, загрязнении воздуха, важности зеленых зон. Участники школы получили навыки в понимании международных экологических документов, а также гражданских и экологических прав. Тренерами ШЭЛ были ведущие эксперты Кыргызстана: Дмитрий Ветошкин, Бактыгуль Стакеева, Мария Колесникова и Елена Татаркова.

Ключевым этапом Школы была реализация участниками собственных проектов. Под менторством тренеров ШЭЛ все 15 молодых лидеров воплотили свои  идеи.

ПРОЕКТ “НАЧНИ С СЕБЯ. ДЫШИ СМЕЛО!”

Проект выпускницы ШЭЛ Айдай Асылбековой был направлен на распространение экологических практик для домохозяйств. Айдай в рамках инициативы работала со своими соседями из ж/м Ак-Орго. Теперь в Ак-Орго сформировалось небольшое сообщество жильцов, где обмениваются опытом по ведению цикличного домомохозяйства. Айдай организовала для жителей своего района экошерине [чаепитие сообщества] и «Экскурсию в экодом на быстротоке» в с. Лебединовка. В этом доме хозяева путём экспериментов внедряют зеленые решения для того, чтобы создать экосистему безотходного хозяйства: утепление фасада дома, солнечные панели, водные тепловые насосы, озеленение в 3-и уровня, капельное орошение, компостирование и сортировка отходов, органическое земледелие и садоводство.

“Я очень горжусь результатами своего проекта. Выражаю благодарность менторам школы, участникам проекта и своей семье за помощь и поддержку. ШЭЛ изменил мое мировоззрение. Особенно мне запомнились лекции про “осознанное потребление”. Я узнала, что это понятие, помимо мусора, который мы производим, также включает сколько энергии потребляется на отопление зданий, передвижение на транспорте и производство.”- поделилась Айдай. 

“Я очень горжусь результатами своего проекта. Выражаю благодарность менторам школы, участникам проекта и своей семье за помощь и поддержку. ШЭЛ изменил мое мировоззрение. Особенно мне запомнились лекции про “осознанное потребление”. Я узнала, что это понятие, помимо мусора, который мы производим, также включает сколько энергии потребляется на отопление зданий, передвижение на транспорте и производство.”- поделилась Айдай.

ПРОЕКТ “ИЗУЧАЙ И ДЕЙСТВУЙ”

Выпускница Чолпонай Абдиева организовала экомарафон в инстаграме и экскурсию в ботсаду с экологом Дмитрием Ветошкиным для того, чтобы поделиться знаниями, полученными в школе. В марафоне 5R, который длился 5 дней, приняли участие 20 человек. Нужно было публиковать каждый день пост в любом формате. На экскурсии эколог Дмитрий Ветошкин рассказал о роли ботанического сада для города. Здесь выводят и выращивают саженцы для городского озеленения. После экскурсии была арт-терапия, где мы рисовали плакаты на тему ответственного потребления.

“Это был мой первый опыт реализации проекта и у меня даже был небольшой бюджет на который я закупила канцтовары. Участие в ШЭЛ поменяло мое восприятие мира. Я поняла, что нужно изучать то, что нас окружает, а не только сидеть за гаджетами. Наука может быть невероятно увлекательной, как показал ШЭЛ. Маленькими шагами мы можем сохранить природные экосистемы. Самое простое, что мы можем сделать – это не разрушать дикую природу.” – рассказала Чолпонай.

ПРОЕКТ “PAPER2U”-“Quiz Night”

В течение июля Данил Цой работал с кафе “А ля де поля”, чтобы перевести ее на более экологичную бизнес-модель. В результате работы с персоналом в кафе меньше используют одноразовую посуду и кофейня открыта к различным экологическим активностям и старается продвигать данные идеи. А 12 августа провели Quiz Night на тему “Роль общества в защите и сохранении окружающей среды” в кафе “А ля де поля”, где рассказали о результатах которых достигли по снижению пластика и почему это важно.

“ШЭЛ стал для меня перезагрузкой, благодаря которой я смог снова погрузиться с головой в интересующие меня  экологические темы. Я стал более осведомленным в поднимаемых вопросах и школа дала мне возможность использовать информацию для личных и общественных целей. ШЭЛ дал мне стимул привлечь ещё больше молодых активистов и единомышленников в нашу непрерывную борьбу.” – говорит Данил.

ПРОЕКТ “ЛЕГКО”

Айниса Мадиева работала над тем, чтобы внедрить сортировку в заведения Бишкека. В результатате проекта 10 кафе Бишкека раздельно собирают хлеб для дальнейшей переработки организацией “Нан учун гана”. Для начала Айниса предложила 20-и заведениям Бишкека сотрудничество. Из них согласно техническому оснащению заведения и заинтересованности сотрудников установили баки для раздельного сбора хлеба в 10-и заведениях Бишкека. Отличный результат для начинающего экоактивиста! 

Справка: Активисты из “Нан учун гана” установили более 100 специальных контейнеров в Бишкеке. В месяц активисты собирают по две-три тонны просрочки. На предприятии после сортировки хлебное сырье сушат и дробят. В полученную смесь добавляют кукурузу, ячмень и отправляют в гранулятор. В итоге получается полезный и дешевый корм для скота.

“Когда я подавала в ШЭЛ я знала, что эта школа будет невероятно полезной. И все прошло лучше, чем я ожидала. Моим наставником был Дмитрий Ветошкин. Почти каждое его слово стало цитатой. Знания, полученные в ШЭЛ изменили мое восприятие мира, и после реализации проекта я хочу сказать большое спасибо каждому наставнику и каждому организатору.” – поделилась Айниса впечатлениями о школе.

ПРОЕКТ “ЭКО-ЖАЛАЛ-АБАД”

Мунара Мамадалиева также поставила задачу поделиться знаниями, полученными в Школе экологических лидеров. А также обратить внимание на экологическое состояние природного заповедника возле города Жалал-Абад. Она провела тренинг с участием эколога О. Ашимбекова. В программе были групповые работы и эко-арт терапия, чтобы поделиться знаниями об экологической осознанности и экопривычками. А также интерактивный тест и просмотр фильма. ТакжеМунара организовала экскурсию в природный парк г. Жалал-Абад для того, чтобы ознакомиться с биоразнообразием и экологической ситуацией заповедника. Т.к. в Жалал-Абаде редко проходят экологические образовательные мероприятия, был запрос на тренинг. Итого в мероприятии приняло участие 15 человек, которые в будущем смогут объединятся вокруг местных экологических вызовов.

“Приняв участие в ШЭЛ я начала обращать внимание на озеленение города, на наше отношение к природе. Начала  меньше использовать пластик, пакеты и все то, что разрушает нашу планету. Можно сказать, что приблизилась к экологической осознанности и начала призывать других к этому. Я захотела заново изучить биологию, экологию и всю окружающую среду, так как это невероятно увлекательно.” – считает Мунара

ПРОЕКТ “БИЗГРИН”

Диана Канатбекова работала с кафе, ресторанами, отелями Каракола, чтобы установить баки раздельного сбора и связать совместно с местной компанией по переработке. Для начала она познакомилась и наладила сотрудничество с директором предприятия «Изумруд Тазалык Сервис». Затем обошла 12 заведений с предложением начать сортировать отходы. Установка баков и заключение договоров между переработчиком и 2-мя заведениями Каракола. В результате проекта в отеле «Амир» и кофейне «Лайт хаус Каракол» установили 70-и литровые баки и заключили договор с «Изумруд Тазалык Сервис» на вывоз вторсырья.

“Благодаря ШЭЛ я поняла, что школьная программа нуждается в скорейшей реформе. Школьное образование должно полностью “экологизироваться”. Из-за базы в школах мы стали считать потребление нормой, хотя на самом деле – это полное отклонение от нормы. Например, мы постоянно все убираем листья, сжигаем их, создаём огромные свалки, хотя изначально могли не допускать этого.” – говорит Диана.

ПРОЕКТ “ЭКО ДЕБАТЫ”

Сезим Расулбекова обучила основам дебатов 16 школьников 84 школы ж/м Ак-Орго и провела дебатные турниры на такие темы, как утепление дома, сортировка мусора, ответственное потребление и загрязнение воздуха. Ведь дебаты развивают критическое мышление, навыки самостоятельно находить и обрабатывать информацию. Школьники самостоятельно изучении материалы, чтобы аргументировать свои позиции. 2 сентября сделала анонс для 2-х классов в школе и набрала 16 человек. Сложнее всего, по словам Сезим, было договориться с администрацией школы выделить свободный класс. Все участники по итогу получили сертификаты и подарки.

“ШЭЛ научил меня к неравнодушию. Раньше при вырубке деревьев или сжигании листьев я могла пройти мимо, так как не знала к каким последствиям это ведет. Я не знала о своих экологических правах в городе. Например, о праве на чистый воздух. Всему этому меня обучили менторы в школе, где я нашла таких же единомышленников и неравнодушных эколидеров.” – говорит выпускница Сезим.

ПРОЕКТ «ДЕТИ ПРИРОДЫ»

Мээрим Каныбекова работала, чтобы активизировать работу экоклуба в университете. Ключевым этапом проекта была организация семинара “Управление отходами, почему это важно” и игры. Вначале для клуба, затем для первокурсников после чего в клуб присоединись 15 новых человек. Совместного с участниками экоклуба Сезим составила Годовой план и провела 2 семинара на тему сохранения окружающей среды.

“Леции ШЭЛ кажется изменили мою жизнь. Например, об изменении климата, о правильном отношении к природе или об ответственном потреблении. Я узнала, что антропогенный вклад очень большой и всем необходимо менять свои привычки. После школы мы реализовали свои проекты, чему нас также научили делать в школе. Теперь мне стало понятнее, как писать и проводить проекты.” – рассказывает Мээрим.

ПРОЕКТ “ECOSLED”

Альбина Шаршеева организовала тренинг от  Бегимай Токонбековой – экоактивистки, и Бактыгул Стакеевой – инженера-эколога для 13 студентов своего университета. С этим экосообществом она реализуют ряд проектов в универе, как сортировка отходов. Для этого она привлекла экотренеров, которые выступили на волонтерской основе, набрала студентов и договорилась с “Молодежным центром” провести ряд тренингов и нетворкинрг сессий. В результате с активными студентами Альбине удалось составить план проектов в универе на учебный год.

“ШЭЛ – это не только школа экоосознанности или же лидерства. ШЭЛ – это огромная команда, семья и площадка, где собираются самые разные люди, со всех уголков Кыргызстана. ШЭЛ для меня всегда будет началом моего пути в мир экологии. Я получила не только огромный багаж знаний обоб окружающей среде и об экологических проблемах , но и узнала инструменты, как их решать.” – считает Альбина.

ПРОЕКТ “DRESS ECO”

Бегимай Аматова говорила о вреде быстрой моды на окружающую среду в рамках своего проекта. Для этого она собрала ненужные вещи и дала им вторую жизнь. Она набрала команду, которая поможет со сбором вещей для апсайкла и ведением странички. Бегимай самостоятельно создала эскизы вещей, сделал пошив. И начала продажу через инстаграм. В итоге из 2-х пакетов одежды  Бегимай сделала 12 вещей, 6 из которых продала и 3 перешила на “заказ” под запросы покупателей. Вещи продавала за символическую цену (не больше 800 сомов), цена была за труд и время, ведь вещи были получены даром.

Видеопроцессы набрали хорошие просмотры. Больше всех набрало видео с блузкой ( 6 000+ просмотров). Проект привлек много незнакомых людей в интернете, которые оставляли приятные комментарии и комплименты.

“ШЭЛ вернул мне искру и желание быть активным гражданином. Из-за рутины и обыденных учебных дней, я часто забываю о своей гражданской позиции. Прохожу мимо, когда пилят деревья или не интересуюсь о том, что происходит у нас в городе. Всегда кажется, что кто-то сделает это вместо меня. Я поняла, что маленький человек тоже имеет свою силу и что всегда нужно интересоваться, спрашивать и отстаивать. И всегда стоит начать с себя.” – поделилась Бегимай.

ПРОЕКТ “ECO CARAVAN”

Аяна Бекболотова в рамках своего проекта вела экоблог и работала с гидами. Она рисовала иллюстрации и даже нарисовала мини-комикс. 10-го августа в Кербене провела тренинг для гидов “AksyTravel”. Еще во время участия в #ШЭЛ2022 Аяна начала вести экоблог в инстаграме @eco_kyz, где опубликовала несколько красочных постов. Так, Аяна поделилась знаниями, полученными от тренеров. В блоге @eco_kyz также опубликованы комиксы на экотематику, нарисованные Аяной. 10 августа в Кербене Аяна провела тренинг для гидов “AksyTravel”. Гиды узнали о важности сохранения естественных экосистем и раздельного сбора отходов. После тренинга гиды собрали 3 мешка мусора и спустили в город .

“ШЭЛ очень сильно повлиял на мою жизнь. Я изменила свое отношение к природе, ресурсам, которые она дает. Также школа помогла мне раскрыть свои новые таланты: я впервые нарисовала комикс, начала вести блог и провела свой первый тренинг. Я очень рада погрузиться в экотематику и развиваться в этом направлении.” – рассказала Аяна.

ПРОЕКТ “ECO UNIVER”

Бурмачач cо студентами университета “Ала-Тоо” работали над заменой одноразовой посуды в столовой на многоразовую, а также над установкой баков раздельного сбора отходов. Они опросили 256 студентов и 93% были за экологичную посуду в столовой. Провели информкампанию, чтобы привить студентам экопривычки и рассказать о важности сортировки. Для этого Бурмачач сняла два ролика. Затем она разработала план проекта и представила администрации и студенческому совету. В итоге удалось отказаться от одноразовой посуды в столовой в универе, что является отличным вкладом в сокращение отходов!

“ШЭЛ – это школа, где я поняла, что являюсь маленькой частью этой природы. А для благополучной жизни нам всем нужно жить в гармонии с окружающей средой.

Меня невероятно впечатлил фильм #БишкекСмог, где показали свалку в 22 метра, которая тлеет постоянно. Через работу с сообществами нам нужно уменьшать количество отходов, которое попадает на свалку.”

ПРОЕКТ «ПО СЛЕДАМ MOVEGREEN»

Акбуура поставил цель повысить экологическую активность студентов. Для них он провёл полевую практику и экскурсию на пастбище. Для начала он провел поиск и исследование местности для практики. Выбрал методику проведения, которая бы заинтересовала студентов – решенил совместить практику с экскурсией. И объявил приём заявок от желающих студентов. В экскурсии приняли участие 14 человек. С помощью биоиндикаторов они проанализировали состояние пастбища и пришли к выводу, что оно находится в состоянии «Сбоя».

Участники получили знания по 3 темам: «Экологический след: как сократить потребление», «Как я могу развивать зеленые насаждения в моем районе», «Экосистемы Кыргызстана». По итогу студенты создали группу единомышленников, которая будет реализовать новые идеи, пришедшие во время проекта. На пастбище, заваленном мусором, ребята устроили субботник.

“Я очень рад, потому что каким-то образом я стал частью ШЭЛ. Я получил много энергии, опыта и мотивации от участия в ШЭЛ. Теперь я поставил перед собой цель передать всю полученную информацию своим студентам. Одна из лекций, повлиявших на меня, была «Роль зеленых насаждений». До участия в ШЭЛ я не обращал внимания на деревья в нашем городе. Роль деревьев в экосистеме оказалась существенной.
Еще я научился не только рассказывать об экологических проблемах, но и предлагать пути их решения.”

ПРОЕКТ “СБОР БАТАРЕЕК”

Айжамал в рамках своего проекта создала и установила урны, договорившись с 5-ю заведениями в Чолпон-Ате. Батарейки являются токсичными отходами, каждая отравляет до 20 кв. м. земли. Их нельзя складывать в общую урну. Для начала она разработка дизайна листовок и отдала на распечатку в типографии. Затем собрала урны из подручных средств: коробок, пластиковых бутылок и канцтоваров. Установила в 5 местах в Чолпон-Ате. Сделала соглашение на утилизацию с заправкой Petroleum. И провела просветительскую деятельность, чтобы сдавали батарейки в пункты приема. Итого Айжамал установила урны в 5 местах: пансионат Royal Beach, супермаркет “Народный”, магазин “Рахат”, школа им. А. Осмонова, школа им. А. И. Абдуразакова в Чолпон-Ате.

Справка: Свалка в Чолпон-Ате загрязняет почву, воздух и воду из-за токсичных отходов, как батарейки. Жители не знали о вреде батареек и не было мест для сдачи. Чудесно, что такой пункт появился в курортном городке.

“Благодаря ШЭЛ узнала о происходящем вокруг меня и что я могу сделать, чтобы были изменения в лучшую сторону. Я теперь знаю свои права, а именно Право на благоприятную окружающую среду.

Каждая лекция рассказывала про экологические проблемы и пути решения, что давало надежду. Лекция от Марии, о ее пути к экоактивизму, очень мотивирует изучать, искать, находить, не сдаваться и делать все от души.”

ПРОЕКТ «ДЕТИ ПРИРОДЫ»

Сезимай сделала проект для детей во дворе. Дети ближе к природе, они нуждаются в кроне деревьев, растениях и безопасных площадках во дворе. Работая с ними можно обратить внимание взрослых на проблемы двора. Вначале она набрала детей двора 65/2. Всего участвовали 12 детей от 7 до 10 лет. Сделала договора с родителями, заполнила анкеты для участия. И провела первый мастер-класс по созданию кормушек для птиц во дворе. Затем прошел книжный клуб по чтению экоповести “Кожожаш” и  его обсуждение. Также была симуляционная игра, чтобы дети узнали о своей общественной роли на примере двора.  Заключительной активностью была экскурсия в ботсад им. Гареева. В жаркий август, когда дети приехали в ботсад, они удивились насколько прохладнее и приятнее находится на “природе”, увидели многообразие растений, которые могут расти в Бишкеке. И говорили почему такого парка нет рядом с их домом.

“Информация об экологических кризисах была эмоционально тяжелой, но тренера дали настрой, что есть надежда. Я чувствую неотложную необходимость быть экоактивистом. Больше всего мне понравилась лекция про экосистемное мышление. Природа мудрее, сильнее нас. Человеку стоит уважать ее. Не стоит жить с линейной экономикой и уничтожать экосистемы. Мы не сможем восстановить всё то, что уничтожаем, поэтому, необходимо беречь и ценить что осталось.”